Демпинг — Шах и мат «малому бизнесу»

Доброго времени суток вам, уважаемые читатели блога ProNashiDengi.ru.

Написать эту статью, меня подвигло сообщение о том, что в нашем городе, не выдержав конкуренции, закрывается одна из местных продуктовых сетей. Это проблема общая, поэтому, я решил, посмотреть на этот вопрос, более глобально. Чаще всего, для того чтобы зайти на рынок, крупные сети используют демпинг.

Сегодня на повестке, еще одно слово, которое пришло к нам из другого языка. Мы будем искать ответ на вопрос, демпинг, что это такое? Термин у всех на слуху, но, что он означает? Узнать значение еще одного иностранного понятия, часто используемого в сфере бизнеса, можно прочитав статью «Факторинг. Или, как увеличить обороты бизнеса, простыми словами».

Это понятие есть в нескольких интерпретациях, в медицине есть демпинг-синдром, как проводят его лечение мы рассматривать не будем. В категории радиотехника есть понятие демпинг-фактор усилителя, его мы тоже оставим в покое. Мы будем рассматривать, что такое демпинг, применительно к экономике, а точнее к ценам.

Определение

Для начала. Давайте посмотрим, что по этому поводу говорит Википедия. Демпинг — это продажа товаров, по искусственно, заниженным ценам. Произошло это слово от английского слова dumping — сброс.

Простыми словами.

Демпинг — это продажа товара, по ценам значительно ниже средних цен на этот товар, на текущий момент. Иногда при демпинге, устанавливают цены, которые даже не покрывают расходов на их производство.

Пример из жизни

Бывает так, что при демпинге, товар продают, даже ниже, чем себестоимость. Для чего, производители и продавцы, могут продавать товар себе в убыток. Вроде бы странно, зачем, при продажах, использовать стратегию не приносящую прибыль? В этом случае, необходимо заглянуть на пару шагов вперед.

Итак, давайте посмотрим это на примере сетевых магазинов. Достаточно крупная компания хочет закрепится на рынке, но там уже присутствуют другие игроки. Что делать? В первую очередь попытаться проникнуть на рынок. Самый простой способ — это установить на товар самую низкую цену на рынке. Затем, запустить рекламу, показывающую, что у компании на товар самая низкая цена. Люди, идут в магазин купить по акции, что-то, и попутно покупают все остальное, а на остальные товары цена, такая же, как и у конкурентов.

Конечно, чтобы применять демпинг, или бороться с ним длительное время, компании необходимы финансовые ресурсы. Именно поэтому, при проникновении на рынок крупных игроков, местные фирмы, не обладающие такими финансовыми запасами, чаще всего проигрывают. Их, если повезет, покупает игрок побольше. Второй вариант развития событий, они становятся банкротами и закрываются.

Жизненная реальность

Ддемпинг считается «нечестной» игрой в экономике, но как показывает практика, когда дело касается экономики и денег, понятие «честная игра», для игроков рынка, становится очень условным, и все, что не запрещено – разрешено. Необходимо взглянуть на вещи трезво и прагматично. На рынке, всегда важно только одно, что ты можешь сделать, а что нет. Все остальное это демагогия. Конечно, можно поспорить на этот счет, но это факт.

Теория

Демпинг в целом, мы будем рассматривать, в привязке к мировому, а не нашему национальному рынку. Так проще понять масштабы этого явления. Например, дело в том, что в развитых странах, деньги имеют достаточно низкую стоимость. В Европе, например, средняя ставка по кредиту для бизнеса, около 3.5 процентов. В России, на данный момент, эта цифра, примерно в 4 раза выше. Если отбросить все остальные параметры то теоретически, европейский производитель может установить цену, на аналогичный, российскому, товар кратно ниже. Поэтому, конкурировать нашим производителям с иностранными, достаточно тяжело.

Типы демпинга

Какие типы демпинга существуют?

  • Ценовой демпинг – это продажа товара на внешнем рынке, дешевле, чем на внутреннем.
  • Стоимостной демпинг – это продажа товара на внешнем рынке, дешевле себестоимости товара.

Формы демпинга

Теперь, давайте посмотрим, какие формы может принимать демпинг.

  • Спорадический демпинг – это эпизодическая продажа товара на внешнем рынке, при затоваривании на внутреннем, происходит это тогда, когда объемы производства и складских запасов, превышают внутренний спрос, и перед компанией встает выбор, либо частично останавливать производство, либо продать товар на внешнем рынке по цене ниже себестоимости.
  • Умышленный демпинг – это преднамеренное снижение цен на внешнем рынке, с целью вытеснения конкурентов и установления в дальнейшем монополии.
  • Постоянный демпинг – это продажа товара на внешние рынки, на постоянной основе, по ценам ниже себестоимости.
  • Обратный демпинг – это продажа товара на экспорт, по ценам выше, чем цены на внутреннем национальном рынке. Такая ситуация не часто, но встречается в мире. Наглядным примером может послужить, поставка российского газа в Европу.
  • Взаимный демпинг – существует и такое явление. Когда страны поставляют на экспорт, друг-другу, одинаковые товары, по заниженным ценам.

Антидемпинговое законодательство

Как я уже говорил ранее, демпинг нарушает правила справедливой конкуренции. В связи с этим существуют различные законы, соглашения и правила, регламентирующие применение антидемпинговых мер, на различных уровнях.

Антидемпинговые меры, в масштабах мирового рынка, достаточно подробно, прописаны в соглашении ВТО по применению статьи VI ГААТ 1994. С 2012 года, Россия является членом ВТО. Однако, эксперты до сих пор спорят о целесообразности этого шага. На графике мы можем увидеть, что мировая практика противодействия демпингу, имеет относительно длительную историю.Демпинг - Шах и мат "малому бизнесу".

 

Цели введения антидемпинговых и иных мер по защите интересов России.

Каждое государство, чтобы защитить своих производителей, также принимает различные антидемпинговые меры. Это могут быть различные антидемпинговые пошлины, компенсационные меры или специальные защитные меры и иные инструменты, для защиты внутреннего рынка. Ниже, приведены цели этих мер, в России.

  • Защита отраслей экономики и хозяйствующих субъектов от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции.
  • Обеспечения условий для эффективного вхождения России в мировую экономику
  • Обеспечение потребителей рынка РФ в случае недостатка товаров на нем посредством регулирования экспорта
  • Поддержание равновесия платежного баланса РФ посредством регулирования импорта товаров.

Антидемпинговые меры в России

Импорт товаров

Что касается России, то применение антидемпинговых мер, при импорте товара в Россию, прописано в законе 165-ФЗ. Эти меры необходимы для защиты внутреннего рынка и местных производителей.

Госзакупки

В нашей стране, относительно недавно, также возникла необходимость, введения антидемпинговых мер, но уже на внутреннем рынке. Особенно после того, как возник сервис госзакупок.  Некоторые игроки, участвующие в госзакупках, начали применять демпинг. В законе 44-ФЗ, есть статья 37, которая регламентирует применение антидемпинговых мер, при проведении конкурса и аукциона. Также, эта деятельность регламентируется законом 223-ФЗ.

Демпинг - Шах и мат "малому бизнесу".

Как показывает практика, эти меры не всегда останавливают участников рынка. Приведенные ниже графики и диаграммы, наглядное тому подтверждение.

Демпинг - Шах и мат "малому бизнесу".

Антидемпинговые расследования.

В настоящее время, антидемпинговые расследования стали обычной практикой, в мировой торговле. Россия ведет множество процессов против иностранных производителей ввозящих в нашу страну аналогичные российским товары. В тоже время, в различных странах мира, идут десятки антидемпинговых процессов, против российских товаров.

Демпинг - Шах и мат "малому бизнесу".

Как видим, России нет среди крупнейших стран инициаторов дел. Много ли ведется против нашей страны таких дел, мы узнаем посмотрев на следующий график.

Демпинг - Шах и мат "малому бизнесу".

Ниже, приведена статистика антидемпинговых расследований, против российских товаров.

Демпинг - Шах и мат "малому бизнесу".

От автора

В этой статье я, в краткой форме, описал ответ на вопрос, «демпинг что это такое?». Надеюсь статья окажется полезной для вас. В заголовке статьи «малый бизнес», я взял в кавычки, потому, что малый, это относительное понятие. От демпинга, может пострадать и совсем не малый бизнес. Если против него действует, крупный игрок.

P.S. Извините, статистические данные не очень актуальные, какие смог найти, взяты из разных открытых источников. Делитесь вашим мнением в комментариях, и не забывайте подписаться на обновления блога.

С уважением, Власов Антон.

 

Получать статьи блога на почту

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: