Франшиза: удобный инструмент для старта в бизнесе

Доброго времени суток, уважаемые читатели блога Pronashidengi.ru.

Спасибо что зашли, на страницы моего блога. Вы знаете, что такое франшиза в бизнесе? Если нет, вам полезно будет прочитать то, что будет написано ниже в этой статье.

Термины и определения

Для начала чтобы путаться в терминах немного теории.

  • Франшиза — это лицензия, дающая право ее приобретателю, далее «Франчайзи» на использование бренда, ноу-хоу, технологий и бизнес-процессов, а также товарного знака, продавца лицензии (Франчайзера), при производстве или продаже товаров, или оказании услуг.
  • Франчайзинг  – это такая организация бизнеса, которая позволяет  стороне компании-владельцу передавать право на продажу товаров/продуктов/услуг компании другой стороне.
  • Франчайзер – компания, продающая право использовать бренд, технологии, товарный знак и ноу-хау, за определенную единовременную выплату (паушальный взнос) и/или регулярные отчисления (роялти) чаще всего ежемесячные.
  • Франчайзи — компания, приобретающая право использовать бренд, технологии, бизнес-процессы, товарный знак и ноу-хау за определенную плату. Также франчайзи получает техническую поддержку рекламные материалы.
  • Паушальный взнос — это разовый взнос выплачивается один раз единовременно при заключении договора коммерческой концессии, кроме разовой выплаты существуют и выплаты регулярные.
  • Роялти — это регулярная выплата (чаще ежемесячная) по договору франчайзинга, размер может быть фиксированным или расчитываться как процент от выручки. Также есть франшизы без выплат роялти.

Франшиза: удобный инструмент для старта в бизнесе.

Простыми словами

Попытаюсь объяснить простыми словами, что такое франшиза и как она работает. Допустим вы(франчайзи) захотели открыть ресторан «Вкусная еда» в своем городе. Для этого вы обращаетесь к представителям этой фирмы(франчайзер) и говорите что хотите открыть ресторан под их брендом. Представители «Вкусная еда» говорят, хорошо, стоимость франшизы будет составлять, например, 1000 рублей разовый (он же паушальный) взнос, и по 100 рублей вы будете должны перечислять ежемесячно(роялти). После чего вы заключаете договор франчайзинга(в России это будет договор коммерческой концессии) и регистрируете передачу прав на торговый знак в Роспатенте. Перечисляете компании разовый взнос. После этого компания франчайзер передает вам права открыть ресторан под их брендом. Предоставляет технологии, организацию бизнес-процессов, дает рекомендации по организации бизнеса, в целом. Проводит обучение и тренинги для вашего персонала. Вы открываете ресторан и перечисляете компании «Вкусная еда» ежемесячные выплаты.

Франшиза: удобный инструмент для старта в бизнесе.

Виды роялти

  • Фиксированная сумма
  • Процент с прибыли
  • Процент с маржи
  • Роялти заложены в закупки

Франшиза: удобный инструмент для старта в бизнесе.

Обратите внимание

Стороны заключают между собой договор франчайзинга. Есть небольшой нюанс. Дело в том, что, в Российском законодательстве нет понятия франчайзинга. Поэтому стороны заключают между собой договор коммерческой концессии. После чего регистрируют его в Роспатенте.

Однако следует отметить что с 1 октября 2014 года сам договор, регистрировать не надо (Письмо Роспатента от 31.10.2014 № 02/21-14928/08), необходимо регистрировать передачу права на использование товарного знака.

Сторонами договора коммерческой концессии не могут быть физические лица.

Заявление о государственной регистрации распоряжения по договору исключительным правом на товарный знак может быть подано любой из сторон договора. Для этого можно обратиться непосредственно в Роспатент или подать заявление через сайт Роспатента или Госуслуг.

Франшиза: удобный инструмент для старта в бизнесе.

Виды франшиз

  • Товарная франшиза – франчайзи продает товары под товарным знаком которым владеет франчайзер. По сути это перепродажа товара. франчайзи это выгодно потому что не надо тратиться ни на рекламу ни на производство. Основные затраты это аренда или покупка торговых площадей и наем персонала. Франчайзер же расширяет таким образом рынок сбыта.
  • Производственная франшиза – при этом виде франшизы франчайзи получает технологии и бизнес-процессы производства товара, а также список рекомендованных поставщиков сырья и оборудования, все расходы на производство товара ложатся на плечи франчайзи. Продукция должна соответствовать стандарам качества франчайзера.
  • Франшиза услуг – франчайзи получает право предоставлять услуги под брендом франчайзера. Это могут быть такие услуги  как парикмахерские, фитнес центры или общепит.

Франшиза: удобный инструмент для старта в бизнесе.

Плюсы и минусы франшизы

Почему покупка франшизы стала такой популярной среди бизнесменов? Все просто.

Плюсы франшизы

Франчайзи

  • получает готовую модель рабочего бизнеса, ему нет необходимости заниматься продвижением товара, думать о том как организовать бизнес-процессы, при товарной франшизе нет необходимости заниматься производством товара, все это предоставит франчайзер, также к положительным сторонам можно отнести контроль всех этапов со стороны франчайзера. Хотя последнее можно отнести и к минусам для франчайзи, но главное это результат.

Франчайзер

  • — за счет продажи франшизы получает практически не ограниченное расширение рынка сбыта, быстрое продвижение своего бренда и продукта, делегирует часть своих задач другим. Также франчайзер получает минимизацию своих рисков, ну и конечно доходы от продажи франшизы.

Минусы франшизы

Франчайзи

  • Потеря свободы действий, франчайзи должен продавать продукт или услугу в соответствиями с требованиями франчайзера.
  • Достаточно большие расходы на старте.
  • Зависимость от стабильности компании франчайзера.

Франчайзер

  • Потеря конфиденциальности, при продаже модели бизнеса вы продаете и свои секреты.
  • Унификация программ учета.
  • Необходимость контроля франчайзи, чтобы «держать марку». Иначе может пострадать имидж вашего бренда.

Франшиза: удобный инструмент для старта в бизнесе.

Выводы

Я думаю мы вкратце разобрались, что такое франшиза в бизнесе, на мой взгляд это удобный инструмент для того чтобы начать свой путь в качестве бизнесмена, также это будет хорошим этапом для тех самозанятых кто хочет перейти в разряд бизнесменов.

Если подвести итоги то можно сказать что покупка франшизы, при грамотном выборе франчайзера, очень неплохой старт для малого бизнеса, но требует начального капитала. На мой взгляд покупка франшизы отлично подойдет начинающим бизнесменам, для того чтобы набраться опыта. После этого можно взяться за разработку и запуск своего бренда.

Возможно вам также будет интересна статья «Виды бизнеса в интернете: с деньгами, и без вложений»

Также следует отметить что заключение договора франчайзинга доступно только для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Франшиза: удобный инструмент для старта в бизнесе.

Не забывайте подписываться, на обновления блога. На сегодня все. Спасибо, что дочитали этот пост до конца.

 

 

С Уважением Власов Антон.

 

Получать статьи блога на почту

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: