Транспортная логистика как элемент бизнеса

Добрый день, уважаемые читатели!

Я думаю, что те из вас кто когда-то начинал свой бизнес, знают, что для старта своего дела достаточно, в большинстве случаев, наличия своей машины. Но по мере роста бизнеса всегда встают вопросы. «Как доставить сырье от поставщика на склад»? «Как отвезти готовую продукцию в магазин»? и.т.п. Всем этим занимается транспортная логистика, об этом сегодня и будет разговор.

Определение

Давайте для начала определим, что такое транспортная логистика.

Транспортная логистика – это система по организации доставки различных видов грузов, из одной точки в другую, по оптимальному маршруту. Так нам говорит Википедия.

Однако за этой парой строк скрывается целая наука. Основная задача которой, дать ответы на вопросы. Как доставить груз, быстро, не повредив, недорого и много? Если написать простыми словами.

Это определение, в первый раз прозвучало в 1974 году в Берлине на Европейском конгрессе. Где и были определены основные задачи и направления транспортной логистики.

 

Виды транспортной логистики

  • Внутренняя – перемещение грузов внутри компании, например, со склада компании, в магазин.
  • Вешняя – доставка груза от одного субъекта бизнес-процесса, к другому. Например доставка товара из магазина, к покупателю.

Давайте выясним, какие виды деятельности входят в транспортную логистику? Какие виды транспортных перевозок существуют? Какие существуют подходы к организации транспортной логистики? Какие задачи стоят перед транспортной логистикой?

Виды деятельности входящие в транспортную логистику

Транспортная логистика как элемент бизнеса

Виды транспортных перевозок.

Транспортная логистика как элемент бизнесаДва подхода к организации транспортной логистики

  • Логистический
  • Традиционный

При логистическом подходе, всем управляет единый центр перевозки грузов, благодаря чему схема сообщения преобразуется в последовательно-центральную. В этом случае появляются общие тарифы на перевозку.

При традиционном подходе, единого центра управления перевозкой нет. Участники взаимодействуют последовательно. Цены разные, на каждом участке своя.

Задачи транспортной логистики.

Основной задачей транспортной логистики является организация своевременной доставки груза, с минимальными издержками.

Транспортная логистика как элемент бизнеса

 

Ниже рассмотрим эти задачи более подробно.

Анализ пунктов доставки.

Уже на первом этапе специалист по транспортной логистике строит приблизительный маршрут с учетом географических данных местности и вида груза. При решении этой задачи становится ясно, какое количество видов транспорта необходимо использовать. Необходимы ли промежуточные точки.

Изучение свойств груза.

Специфика груза во многом влияет на разработку маршрута и выбор вида транспорта. Например, объем товара, его вес и хрупкость окажут влияние на выбор вида транспорта, а некоторые свойства груза такие как ядовитость, взрывоопасность и т.п. «заставят» выбрать маршрут вдали от населенных пунктов. Так что сначала необходимо определить свойства груза, а затем уже приступать к выбору транспорта.

Выбор вида транспорта.

Основным критериями с точки зрения транспортной логистики являются.

  • Скорость и время доставки груза.
  • Цена доставки.

Помимо этих критериев, транспорт выбирают исходя из следующих параметров.

  • Характера и ценности груза;
  • Количества партий и частоты отправлений;
  • Расстояния и особенностей местонахождения пункта назначения.

Существует множество различных классификаций транспорта мы остановимся  на одной. Для нас более интересна классификация транспорта по среде перемещения.

  • Наземный транспорт. Автомобили (автотранспорт)
  • Наземный транспорт. Железная дорога (железнодорожные составы)
  • Наземный транспорт. Трубопровод (газопроводы, нефтепроводы и т.п.)
  • Водный транспорт. Морские суда
  • Водный транспорт. Речные суда
  • Воздушный транспорт(самолеты и вертолеты)

Транспортная логистика как элемент бизнеса

Также существуют другие виды транспорта такие как космический или подводный, и др. Но в силу специфики использования, стоимости перевозки, особых требований к операторам данного транспорта, они не настолько популярны как перечисленные ранее.

Тарифы.

 

Расходы в транспортной логистике складываются исходя из стоимости перевозки – тарифа, выставляемой перевозчиком.

Тарифы подразделяются по группам.

  • По потребителям;
  • По типу груза;
  • По классу транспортного средства.

Для каждого вида транспорта расчеты тарифов свои.

для автомобильного транспорта

  • Сдельные;
  • Ставки на тонно/часы;
  • По времени использования транспорта;
  • По километрам пути;
  • За выезд;
  • Договорные тарифы.

для железнодорожного транспорта

  • Общие тарифы;
  • Исключительные тарифы;
  • Местные тарифы.

на морском транспорте:

  • На регулярных линиях — по установленному тарифу;
  • На нерегулярных линиях — по фрахтовым ставкам.

на речном транспорте тарифы устанавливаются пароходством.

Транспортная логистика как элемент бизнеса

Построение оптимального маршрута

Выяснив у заказчика сроки доставки, проведя анализ географии точек назначения и выбрав тип транспорта, специалист по логистике приступает к построению вариантов маршрута и анализу полной стоимости, подробно просчитываются несколько вариантов. Учитываются при этом не только стоимость перевозки, но и возможные риски, расходы, задержки и шансы повреждения груза. В результате выбирается маршрут с минимальными издержками.

Бывает, что уже после принятия окончательного плана, свои корректировки в маршрут вносят погода, политика и иные условия.

Транспортная логистика как элемент бизнеса

Контроль груза в процессе транспортировки

Для того чтобы избежать различных форс-мажорных обстоятельств производится постоянный контроль доставки груза посредством спутниковых систем интернета и сотовой связи. Часто заказчик получает треккер доставки, для того чтобы также отслеживать где находится груз, при помощи современных средств слежения.

Транспортная логистика как элемент бизнеса

Выбор транспортной компании.

Бывает так что логистическая компания прибегает к услугам сторонних компаний перевозчиков и экспедиторов, перевозчики осуществляют физическую доставку груза, а экспедиторы осуществляют экспедирование —  страхование и сопровождение груза, оформление документов, погрузку разгрузку груза и т.п.

Как же выбрать транспортную компанию? Следует обратить свое внимание на несколько факторов

  1. Опыт. Длительная история компании на рынке транспортных услуг говорит об отлаженных механизмах доставки и умении решать различные возникающие вопросы. Весомым показателем устойчивости является возраст фирмы;
  2. Технологии. Чем дольше компания на рынке, тем более отработаны у нее принципы взаимодействия с заказчиком, что конечно упрощает сотрудничество;
  3. Персонал. Профессиональные сотрудники — основа успеха любой фирмы. Квалификация персонала не должна вызывать у вас сомнений;
  4. Специализация. Молодая фирма может оказаться лишь посредником, добавляющим к стоимости перевозки свою наценку, а вот крупная компания, доставляющая сборные грузы уже длительное время, достойна того, чтобы обратить на нее внимание;
  5. Особенности перевозки вашей продукции. Выбирайте перевозчика, уже имеющего положительный опыт перевозки грузов того же типа что и ваш. Определенные нюансы есть в каждой отрасли.

Транспортная логистика как элемент бизнеса

Единая транспортно-складская логистика

Под этим термином следует понимать единый подход к разработке требований как к складам, так и к транспорту. Технология работы с каждым видом груза должна быть определена и четко прописана.

Согласование интересов сторон и внедрение одинаковых стандартов планирования также можно отнести к этой задаче.

Транспортная логистика как элемент бизнеса

Оптимизация и управление транспортной логистикой

Основные цели транспортной логистики мы уже рассмотрели выше, но давайте повторим еще раз. Транспортная логистика стремится доставить нужный груз в нужное место, в нужное время, в необходимом количестве, необходимом качестве, при этом с минимальными затратами.

На перевозку грузов затрачиваются время и деньги, а значит транспортная логистика обязана быть настроенной на получение выгодны в финансовом плане. Наибольшей прибыли можно добиться, если:

  1. Сокращать запасы на складах и в пути (они «связывают капитал»);
  2. Минимизировать затраты товарных и материальных ресурсов;
  3. Увеличивать дальность и объемы грузоперевозок. Доставка одной партии на 300 км обойдется дешевле, чем перевозка трех партий на 100 км. Больший объем груза снижает расходы на перевозку единицы, также для больших объемов потребуются другие транспортные средства — железнодорожные или водные — а их эксплуатация дешевле, чем автомобильных или воздушных;
  4. Своевременно предотвращать порчу и потерю груза.

Автоматизация транспортной логистики

Для своевременного и удобного решения задач транспортной логистики используется специальное програмное обеспечение (Transport Management System, TMS — система управления транспортной логистикой).

Такая система строит маршруты с учетом транспортной сети, пропуска транспорта в определенные городские районы, объема и веса груза. Такое ПО позволяет получить визуальное сравнение планируемых и фактических маршрутов на онлайн карте. В результате можно определить отклонение маршрута от плана, предотвратить нецелевое использование транспорта, необоснованные простои, а также решать ряд других задач.

Транспортная логистика как элемент бизнеса

Документооборот в транспортной логистике

В Российском законодательстве прописаны правила перевозок, вот перечень документов регламентирующих эту сферу: Устав железных дорог РФ, внутреннего водного, автомобильного транспорта, Кодекс торгового мореплавания.

Как и в любой сделке, заключается договор между перевозчиком и отправителем груза, по которому первый обязан доставить груз до указанного пункта, в установленные сроки, а второй — должен произвести оплату за перевозку по установленному тарифу.

Для перевозки грузов необходимо иметь следующие документы:

  1. Доверенность на осуществление перевозки;
  2. Товарно-транспортная накладная;
  3. Накладные на груз;
  4. Сводные ведомости;
  5. Счет-фактура от поставщика;

В зависимости от используемого транспорта варьируются и необходимые документы.

Автомобильный транспорт:

  1. Типовой договор;
  2. Товарно-транспортная накладная;
  3. Путевой лист — выдается водителю в начале рейса, а в конце дня обычно возвращается.

Железнодорожный транспорт:

  1. Накладная;
  2. Дорожная ведомость (выписывается на каждое отправление, корешок остается на станции отправления, остальная часть следует до станции назначения);
  3. Вагонный лист (на каждый вагон).

Водный транспорт:

  1. Коносамент (при линейном судоходстве) или договор фрахта (при нелинейном, международном плавании);
  2. Погрузочный ордер;
  3. Накладная.

Транспортная логистика как элемент бизнеса

Заключение

Думаю, что теперь вы знаете, что такое транспортная логистика. Спасибо, что дочитали до конца.

P.S. Ну а теперь немного улыбнемся поможет нам в этом произведение «на транспортную тему...». Не забудьте подписаться на обновления блога.

Получать статьи блога на почту

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: